Доклад Анны-Сесиль Свердловой: "Роль ТВ в разрушении и укреплении семьи"
Знакомьтесь! Анна-Сесиль Свердлова, член попечительского совета нашего фонда, талантливая российская актриса, известная по фильмам "Если ты не со мной", "Аромат шиповника", "Экипаж" и по многим другим. Анна-Сесиль выступила с докладом на XXV Рождественских чтениях в Москве на тему: "Роль ТВ в разрушении и укреплении семьи".
«Хаос информации обрушивается сегодня на нас, поток, несущий человека, словно щепку, - куда, куда вынесет из водоворота событий….
Сидя в кресле, вращаешься в телеэфире, как космонавт, перед которым проплывает весь земной шар за несколько минут.
Человек ступает из окна 15-го этажа вниз – документальная съемка (кто-то поблизости оказался с камерой, снимал это и получил приз)… Убийство – и мы стали соучастниками.
Мир выплескивается с экрана в твою комнату, как в игре «Джуманджи» (из одноименного фильма). Раз начавший в нее играть - должен доиграть до конца. А до конца еще целая жизнь…»
Это было написано педагогом-психологом Мариной Свердловой более 12 лет назад в статье "У телевизора". А что сегодня?
Сейчас реже показывают убийства, и меньше стало откровенных сцен на экране. Но все равно ТВ продолжает разрушать семьи, разрушать человека. Если раньше у центральных каналов была открытая антигосударственная позиция, то сейчас это не так. Хотя многое из того, что показывают, можно считать преступлением против своего народа. Поэт А. Вознесенский писал о «порнографии духа».
Программы Гордона, «Пусть говорят», «Прямой эфир» идут каждый день в прайм-тайм (время, в которое наибольшее количество зрителей).
Хотя ведущий «Прямого эфира» имеет свою христианскую позицию, всегда старается, чтобы обсуждаемое послужило полезным уроком, делает нравственный вывод, но темы ток-шоу часто такие, на которые не принято говорить в порядочном обществе. Герои программ, не стесняясь, выносят на экран подробности своей личной жизни и близких людей. Публично обсуждаются вопросы, о которых говорят только в кабинете у психолога или, может быть, на исповеди. Отсутствие стыда является признаком психической болезни. Иногда программы посвящены какому-то юбилею, известным людям, рассказывается об их беспорядочной жизни, внебрачных детях. Разжигается любопытство, особенно к жизни «звезд», становится нормой заглядывать в чужую спальню. Всегда сплетни считались чем-то неприличным. А у нас во многих программах присутствуют инфантильные «мальчики» (им часто за 40) и опустившиеся женщины. В кульминации ток-шоу: вскрывается конверт, и в нем результат генетической экспертизы, устанавливающей отцовство, которое герой программы отказывался признавать. Ведущие пытаются сделать что-то доброе: помочь несчастной женщине, призвать к ответственности отца. Например, в программе «Прямой эфир» были хорошие темы, где решали серьезные проблемы, были передачи против абортов, направленные на созидание семьи (посвященная св. Петру и Февронии, про Зоино стояние и др.). После хороших программ люди с надеждой включают телевизор, но дальше мы видим передачи разрушительные для семьи, для личности, где герои все время кричат друг на друга. На передачи приглашают охотнее тех, кто громче орет. Их специально накручивают перед этим, стравливают. Если на программе подрались, то редакторы считают это удачей.
Кто смотрит ток-шоу? Они рассчитаны, в основном, на женщин, которые не ходят на работу, а занимаются домом, воспитывают детей, внуков. Среди зрителей также много одиноких людей, стариков. Им особенно нужна гармония, что-то светлое. Но если каждый день смотришь эти программы, кажется, что вся страна – это уродливые, безнравственные люди. Зрителя подсаживают на ток-шоу, которые идут по всем центральным каналам. Люди теряют чувство нормы, привыкают жить чужой жизнью, понижается порог нравственности.
Понимая во что превратилась программа "Прямой эфир", ведущий Борис Корчевников давно хотел уйти с нее, но оставался, ожидая пока ему найдут замену. Сейчас предполагают ведущим поставить Шепелева. Недавно в этой же самой программе рассказывалось о его лживости и непорядочности. Как будто специально, чтобы человек привыкал жить в перевёрнутом мире, где нет устойчивых нравственных понятий, где то, что сегодня зло - завтра добро. Теперь каждый день зрителю придётся общаться с человеком, о котором говорилось в этой же программе как о человеке, преступившем нравственный закон.
Может быть, в Москве и других больших городах не так много смотрят телевизор, но в деревнях – это единственная связь с миром (особенно зимой люди его почти не выключают). И можно дать им то, что вдохновит их, показать красоту многодетной семьи, труда (как это было в советское время). Сейчас от новостных программ у людей повышается давление, гипертоникам противопоказан просмотр новостей. У нас много хорошего происходит каждый день, можно делать репортажи о людях, которые живут ради других (их немало).
Три года назад я была в Вязьме. На центральной улице Ленина нет ни одного целого дома. Вид - как будто только прошла война. Но над каждым сломанным балконом висит телевизионная тарелка «Триколор ТВ». Триколор - это наш флаг. Тем более телевидение должно быть ответственно за то, что оно дает людям, иметь свою гражданскую позицию. Иначе это преступление по отношению к своему народу. СМИ превращаются в оружие массового поражения.
Те, к кому я обращаюсь, наверное, мало смотрят телевизор: учителя, священники. Но они имеют дело с его жертвами. Ирина Яковлевна Медведева (православный психолог) занимается реабилитацией детей. Она считает, что психика ребенка повреждена, в основном, телевидением.
Все знают, что советские мультфильмы были положительными. Сейчас на экран выходят деструктивные анимационные фильмы, например, "Маша и медведь", "Три богатыря". Об этом говорят те, у кого есть дети, внуки.
Мы не должны бояться слова "цензура". Наоборот, мы обязаны защитить наших детей, наш народ от преступников.
Когда-то дети, уютно устроившись около бабушки, слушали сказки. В советское время можно было оставить ребенка одного у экрана, да и вся семья могла вместе смотреть фильмы, передачи. Сейчас, если дома бесконтрольно работает телевизор, то последствия для ребенка необратимы.
В уголовном кодексе установлено наказание за растление малолетних, и к этой статье можно отнести многое, что идет на экране в дневное время.
Есть темы, к которым лучше не привлекать внимание, - это наркотики, различные патологии, преступления. У нас есть ряд передач - расследования уголовных преступлений (тоже идут в дневное время), постоянно крутят «бандитские» фильмы. Вряд ли останется не затронутым эмоциональный мир ребёнка, если он услышит страшные крики или увидит убийство. «В фильме «Обыкновенный фашизм» М. Ромм рассказывает, что немецким солдатам при подготовке к войне без конца показывали американские боевики». Об этом писала Марина Свердлова в той же статье, которую я приводила в начале.
Хочется, чтобы мерцающий свет телевизора действительно освещал нашу жизнь, а не был черной дырой.
Мы считаем, что должен работать комитет, фильтрующий то, что показывают на экране с тем, чтобы не пропустить программы, фильмы, мультфильмы, вредные для детей и подростков. Отвечать за это должны педагоги, священники, психологи... Многое можно вынести из дневного вещания за полночь, если мы хотим спасти наш народ.
Свердлова Сесиль – актриса, член совета СПЖ.
Свердлова Марина Борисовна – педагог-психолог, писатель.
Свердлова Мария – Алиса – аспирант ВГИКа, кафедра культурологии, журналист (автор статей в «Независимой газете», «Литературной газете»).